На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Почаевская сказка: эстетика и умиротворение

«Храм Божий есть образ Града святого – Нового Иерусалима, сходящего с небесе от Бога»
(Святой Иоанн Богослов)
Понятие духовного туризма отличается от понятия паломничества. Главное отличие состоит в том, что паломники – это глубоко религиозные люди, которые отправляются в тот или иной наполненный святой благодатью уголок, в пути отказывая себе в удобствах, обрекая себя на всевозможные испытания – идут пешком на дальние расстояния, едят и спят, как и где придется, довольствуясь самым малым.

К таким аскетическим поступкам можно относится по-разному, но темой нашей статьи будет несколько иное путешествие к святым местам, именуемое духовным туризмом.
Как таковой этот вид туризма на территории бывших стран СНГ начал зарождаться с момента восстановления храмов и возвращения людей к духовной культуре и религиозным обычаям. На сегодняшний день это новое, активно развивающееся направление туристической деятельности.
Попробую поделиться впечатлениями от тех мест, куда ездили мы - жители Измаила - небольшого, но прославившегося (благодаря полководцу А.Суворову) городка на берегу Дуная. А посетили мы окрестности Свято-Успенской Почаевской Лавры – экологически чистый регион Украины, обладающий неповторимой, веками намоленной аурой святости земли, воды и воздуха. Здесь, в радиусе 30 км, находятся дорогие для всех христиан места.
Почувствовали себя «моржами»
Первым пунктом нашего назначения на пути в Почаев было озеро или по-другому источник Святой Праведной Анны, куда мы (или наиболее смелые из нас) должны были окунуться – при таком-то холоде и притом, что температура воды в источнике и летом и зимой всего +4°С. Озеро Святой Анны находится на стыке Кременецкого района Тернопольской области и Дубенского района Ровенской области в селе Онишковцы (недалеко от Почаева).
Источник расположен на территории скита Святой Праведной Анны Свято-Николаевского женского монастыря в Ровно. Для тех, кто не знает - Святая Анна в христианской традиции мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа (богопраматерь), жена святого Иоакима, родившая дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака. Вот почему попасть сюда и окунуться в источнике особенно стремятся женщины, которым долгое время не удается заиметь детей.  Исцеляет вода из источника и заболевания женских органов, а также онкозаболевания – так рассказала нам служительница монастыря.


Фото Источника и скита .

Немного истории
 Каждая святыня имеет свою неповторимую историю. Не есть исключением и целебный источник праведной Анны. Как свидетельствует книги, в давности на месте источника стояла церковь. Во времена татарского нашествия, когда православный люд терпел надругательство от иноверцев и наездников, церковь удивительным образом убереглась от надругательства. За легендой, она опустилась под землю. Прошли времена. И в селе была построена новая церковь. Однако память о святом месте хранилась. И эта история передавалась от поколения к поколению, пока не состоялось представление нового чуда, которое засвидетельствовало, что это место святое и на нем находится Божья благодать. За святым писанием, здесь появилась икона св. праведной Анны, которую первыми заметили дети-пастушки. Вскоре все село узнало о чуде, и люди собрались на месте появления образа. Икона торжественной поступью была перенесена к храму. Однако на следующий день ее там не оказалось: она вернулась на место появления. Тогда все поняли, что св. Анна сама выбрала себе подобающее место и не имеет желания никуда переходить. На месте появления иконы сначала была построена каплица: в ней хранилась святыня. С того времени здесь появился целебный источник.

Фото скита
Как рассказали инокини скита, в 1991 году было закончено сооружение новой каменной небольшой церкви в честь праведной Анны, которая сегодня представляет собой очень красивое сооружение небесно-голубого цвета, такого же, как вода в купальне, куда окунаются паломники. Деревянный помост вокруг источников был заменен плитами, там поставлен колодец для освящения воды. И сам храм, и купальня украшены удивительной красоты церковными росписями.

Фото новая колокольня

После того, как мы отстояли утреннюю службу в храме, все желающие приобрели в лавке воду из источника Святой Анны, и настала пора попробовать себя в качестве «моржей». Для желающих окунуться в источник обязательным условием было наличие на них новых вещей: для женщин – чистых (новых) длинных сорочек, в которых происходит окунание; для мужчин, соответственно, плавок. Требование обусловлено тем, что вода в источнике – кристальной чистоты, и дабы не загрязнять ее, нужны идеально чистые вещи. 

Опустила руку - вода была мягкая и прохладная, казалось, даже теплее воздуха. В нашей группе было много сомневающихся, но после рассказа одной из служительниц монастыря о том, что еще ни один из окунувшихся в источник не заболел, а как раз напротив – излечился от своих болезней – окунуться решили практически все. Кроме меня и еще одной девушки: на тот момент я была простужена и решила не рисковать, хотя теперь слегка жалею. По правилам в озеро нужно заходить с молитвой и окунуться три раза с головой. Измаильчане делали это по-разному – кто-то тихо, мужественно заходил, погружался в воду как положено и выходил; из женской кабинки слышались бурные возгласы страха, а затем победного восторга. Окунуться с головой решились не все, некоторым вместо трех раз хватило смелости лишь на одно погружение. Ощущения после купания у всех были примерно одинаковые – вначале резко перехватывало дыхание, казалось, что легкие сейчас разорвутся; у некоторых было впечатление, что они уже не вынырнут – как будто что-то снизу держало. Но все благополучно выходили из воды, после чего великолепно себя чувствовали – по телу разливалось тепло. Служащие монастыря окунаются в источник каждый день, а иногда даже проводят прямо там службу. Монахини скита рассказывают курьезные случаи, когда к источнику приезжают люди-«моржи» и начинают плескаться там, как в бассейне, забывая о сакральном назначении купальни.



Фото - омовение

Лавра встретила нас золотыми куполами
 Расположенную на высокой горе Свято-Успенскую Почаевскую Лавру окружает городок Почаев, а вернее, Новый Почаев. Благодаря своему месторасположению храмовый архитектурный ансамбль Лавры отлично просматривается еще на подъезде к нему – особенно впечатляюще смотрятся купола Лавры издалека, когда они золотятся в лучах солнца. Не удержавшись, я специально попросила водителя остановиться, чтобы запечатлеть эту красоту. 


Фото - панорама Лавры

Автобус оставил нас возле здания Почаевской духовной семинарии, от которой вверх вела улица к воротам Лавры. Подъем к Лавре был недолгим, но несколько крутым, даже почувствовалась некоторая усталость в ногах. На подходе к храмовому комплексу сразу бросилось в глаза то, что, не смотря на провинциальность местечка Нового Почаева (мне не довелось увидеть здесь ни одной многоэтажки, сплошной частный сектор) туристическая инфраструктура в округе налажена. Базарчики, кафе, магазины – все к услугам туристов и паломников. Только, как нас предупредили на входе в Лавру, предметы религиозного характера нужно покупать сугубо на территории монастыря – лишь там они освящены и имеют сакральное значение.

Фото - подъем и вход в Лавру

Все входы и выходы из монастыря находятся под бдительной охранной здоровых молодцов в камуфляже и казацких папахах, строго наблюдающих за соблюдением порядка. Здесь существует свой дресс-код: ни одна женщина не войдет в Лавру с непокрытой головой, в штанах или в юбке выше колен. Если случилось так, что вы все же пришли в штанах - недалеко от входа в монастырь находится лавка, где можно взять на прокат (дав в залог 20 гривен или свой документ) запахивающуюся юбку. Очень удобно – такая юбка легко надевается прямо поверх штанов. 
Когда мы прибыли в Почаевскую Лавру, не смотря на весну, земля была покрыта белым снежным покрывалом, и на его белом фоне все сооружения и ухоженная монастырская территория с ее палисадниками, стройными елочками вдоль дорожек, декоративными скульптурными элементами – смотрелись особо ярко.


Фото -  Успенский собор в снегу

Из истории Лавры стало ясно, почему это место считается намоленным: ведь официальная дата основания храма – 1240 год – времена нашествия на Киевскую Русь орд хана Батыя. Именно эти исторические события и способствовали тому, что иноки киевских пещер стали убегать на нетронутую ордою Западную Украину (на то время Волынское княжество) и обосновались на Почаевской горе вначале в природных пещерах, а позже начали возводить храмы. Название местности Почаево происходит от названия притока Днепра – Почайной реки, воды которой сегодня искусственно выведены под землю. 
На сегодняшний день в Лавре хранятся уникальные святыни, к которым неустанно идут паломники. 


 Фото - часовня в Почаево

Первая из них – цельбоносная (имеющая исцеляющую силу) Стопа Богородицы, явившейся, по преданию, на Почаевской горе в 1240 году в окружении огненного столпа. Богородица оставила отпечаток своей правой стопы, откуда забил целебный источник.  Еще одна святыня монастыря – чудотворная икона Божией Матери, отданная Лавре православной помещицей Анной Гойской.  Сейчас икона находится в Успенском соборе над Царскими вратами и каждую утреннюю службу торжественно поднимается вверх на лентах.

 

Фото - люди в соборе

Святыней Лавры является Пещерный храм, где находятся нетленные мощи Преподобного Иова, игумена Почаевского и Преподобного Амфилохия, жившего уже в XX столетии (Головатюк, 1894-1971). Интересна судьба этого человека, который юношей был призван в царскую армию. Пройдя через многие испытания, он в 1925 году поступает в Почаевскую Лавру. В труде и смирении выполняет молодой инок возложенный на него обет. Вскоре он стрижется в монахи с именем Иосиф. Выполняя монашескую работу, отец Иосиф в то же время лечит больных и особенно становится известным как костоправ. Один раз он своим мужеством и смелостью отстоял закрытие Троицкого Собора. После этого отец Иосиф было арестован и отправлен в психиатрическую больницу. Власти запретили ему возвращаться в Лавру. После того, как один раз по указанию властей его побили почти до смерти, отец Иосиф был принят в схиму под именем Амфилохий. Как рассказывают современники тех лет, спасла от заключения отца Амфилохия дочь Сталина - Светлана Аллилуева. По милости Божьей преподобный еще много лет помогал людям, получил от Господа дары ясновидения и исцеления. Десятки, если не сотни тысяч людей, исцелил Преподобный.

 

Фото - купол


Около 250 монахов и послушников сегодня служат в Лавре, из них только монахов – более 100 человек.

 

Фото - внутри собора

 Побывать в монашеской кельи мне не позволили – только рассказали, что из всей обстановки там находятся стол, кровать, шкаф и икона. Некоторые монахи спят на полу, совершая, таким образом, монашеский подвиг. Питается братия сугубо вегетарианской пищей, разрешается есть рыбу. По большим церковным праздникам братии разрешается употребить немного вина. Из благ современной цивилизации иноки пользуются мобильными телефонами и Интернетом. 
Далеко не каждый послушник становится монахом. Но за всю историю Лавры не было случая, чтобы монахи, принявшие обет, нарушили его. 


Фото - У  входа в Троицкий собор

Аура святости витает в воздухе
Должна признать, что во время моего пребывания в Лавре, я, действительно испытала ощущение какого-то спокойствия, умиротворения и легкости. Сама архитектора храмов – Успенского (построенного на пожертвования графа Потоцкого и выполненного в роскошном стиле барокко), Троицкого – выполненного в древнерусском стиле, - доставляет несказанное эстетическое наслаждение. Также как и росписи этих храмов, их убранство, витражи и купола, излучающие неповторимую энергетику. Поражает пение мужского хора на богослужении, некоторые из монахов имеют музыкальное образование. А еще радует сердце и ублажает душу обилие живых цветов в храмах, аромат которых витает в воздухе. В это время года здесь можно было увидеть даже живые хризантемы. 
Когда мы покидали Лавру, повалил снег. Отстояв вечернюю службу, мы вышли на улицу и увидели настоящую зимнюю сказку. Вся территория Лавры была освещена фонарями. Со смотровой площадки, окружающий храм, открывался удивительный обзор на лежащее внизу местечко Новый Почаев. Падающие хлопья снега, душевный покой и окружающая красота – думаю, это и называется благодать. 

3 фото: икона, внутреннее убранство, Троицкий собор

Немного полезной информации для туристов
Сегодня на территории монастыря работает гостиница европейского уровня, которая принимает большой поток туристов из стран СНГ, Европы и даже США. Мне удалось выяснить, одни сутки проживания в гостинице обойдутся вам в 45 гривен (около 6 у.е.). Еще дешевле вам обойдется проживание у людей в частном секторе – за сутки мы заплатили 20 гривен (2,5 у.е). Но, будьте готовы к тому, что удобства, в доме, в котором вы поселитесь, будут далеко не самыми лучшими. К тому же придется изрядно помесить грязь и побить ноги – в местечке абсолютное бездорожье. Известно, что недалеко от Почаева открылось и много частных отелей. Но цена за проживание в них в три раза больше. Питаться можно бесплатно в монастырской трапезной, но меню для обывателя там скудное. Альтернатива – кафешка в гостинице при монастыре или довольно уютное кафе «Почаев» за пределами Лавры, где хороший ассортимент и приемлемые цены.


2 фото: гостиница снаружи, гостиница внутри

 

наверх