Начало путешествия не предвещает ничего особенного - всего полтора часа на автобусе из Праги, и вы в средневековом городе Кутна Гора. Причем, последние полтора десятка километров - по живописной старинной дороге, с обеих сторон которой по средневековой традиции высажены ореховые и фруктовые деревья, чтоб человеку в долгом пути пешком было тогда чем подкрепить свои силы.
Но вот в самой Кутной Горе вас ждет небывалое зрелище. Именно здесь расположен Костел Всех Святых, который еще называют Костной церковью. И название это полностью оправдывает себя – все элементы декора здесь сделаны из настоящих костей. Как же так получилось?
От серебра к костям
Кутну Гору называют драгоценной шкатулкой чешской земли, она известна с конца тринадцатого века, когда её шахты поставляли одну треть всей европейской продукции серебра. Город был центром чеканки пражских грошей (тогда одной из самых стабильных европейских валют). К пятнадцатому веку по своим богатствам и значению Кутна Гора в Чешском королевстве была второй после Праги.

А еще совсем рядом, в квартале Седлец в 1142 был основан цистерцианский монастырь. Очень быстро он стал экономическим и культурным центром. В обязанности прихода входило захоронение умерших. По преданию аббат Седлецкого монастыря Гейденрейх как-то побывал на Святой земле. Вернулся в монастырь с горстью земли с могилы Христа в Иерусалиме и рассыпал её по кладбищу аббатства. «Сарафанное радио» быстро разнесло эту новость, и кладбище стало популярным местом захоронения не только у чехов, но и у многих жителей Центральной Европы.
Костел Всех Святых
Благодаря войнам и эпидемиям площадь кладбища быстро увеличивалась.
В начале 14 века здесь был построен кладбищенский Костел Всех Святых (Костная церковь). Места на кладбище вскоре стало не хватать для новых погребений, так что старые кости из могил доставали и переносили в подвал. Полуслепой монах складывал кости и черепа в форме пирамид, так что подвал превратился в настоящее костехранилище.
В 1784 году седлецкий монастырь по указу императора Иосифа II закрыли. Монастырские земли и часовню купили Шварценберги (известный дворянский род) и наняли резчика по дереву Франтишека Ринта, чтоб тот навёл порядок в костехранилище. История умалчивает о том, как им пришла в голову эта нестандартная идея, но, как свидетельствуют документы, Ринт не формально подошел к делу, а изрядно потрудившись, создал уникальные украшения интерьера из человеческих костей. Перед началом работы с помощью членов своей семьи он тщательно дезинфицировал все кости и отбеливал хлорной известью.
Пугающее убранство
Первое на что обращает внимание каждый вошедший в костехранилище, это огромная костяная люстра – канделябр, подвешенная на четырех цепях. К ней тянутся четырнадцать гирлянд из черепов и костей (при их создании использованы все кости человеческого тела). Взгляды пустых глазниц черепов выдержать непросто, особенно вечером.

По углам располагаются четыре огромных пирамиды из белеющих черепов и костей, каждая в высоту более трех метров. Кости в пирамиде уложены в деревянной конструкции без каких-либо прочных связок. Присмотревшись, можно различить черепа умерших от чумы и черепа бойцов, пробитые во времена гуситских войн (в них есть отверстия от ударов топором или клинком).
В центре костехранилища установлены четыре фиала - двухметровых подсвечника в стиле барокко в виде готических башен, украшенных двадцатью черепами и увенчанных фигурками ангелов. С двух сторон алтаря установлены две дарохранительницы, крест и бокалы из того же материала. Подпись мастера Ринта (также выполненная из костей) и год создания всего интерьера можно увидеть на стене костехранилища справа от входа.
Большинство туристов в костехранилище фотографируются у герба Шварценбергов. По сохранившимся документам, в 1598 году Адольф из Шварценберга захватил венгерскую крепость Дьёр, это на долгие годы подорвало власть турок. И в награду император Рудольф II дополнил герб Шварценберга отрубленной головой турка и вороном. Именно этот герб и выложен здесь из костей.

Всего по документам в оформлении костехранилища собраны останки более сорока тысяч человек. Мнения посетителей неоднозначны: одних коробит цинизм, с которым выполнена отделка своеобразного царства мертвых, другие - в восторге от искусной работы мастера. Каждый решает для себя, но постоянный поток людей безусловно говорит о невероятной популярности Костной церкви и объясняет, почему часовня открыта семь дней в неделю с раннего утра и до позднего вечера. Здесь интересно. Страшно интересно!