Будет большим упущением, побывав в Стамбуле, не проплыть по Босфору — проливу, разделяющему два материка Европу и Азию. Одна из версий появления его названия отсылает к легенде об Ио — жрице Геры и возлюбленной Зевса. Страшно прогневалась Гера, узнав об измене мужа. Чтобы спасти Ио, Зевс превратил ее в белую корову.
Но Гера наслала на соперницу жалящего овода, который погнал страдалицу прочь из страны. Место переправы Ио из Европы в Азию было названо «коровьим бродом» - Босфором.Геологические процессы образования пролива
Пролив Босфор соединяет моря Чёрное с Мраморным. Согласно геологическим изысканиям фарватер пролива возник примерно восемь тысячелетий тому назад. В результате таяния ледников, покрывавших землю в последний ледниковый период, долина существовавшей здесь реки переполнилась, и вода хлынула, расчищая на своем пути преграды. Так соединились между собой Мраморное море и Чёрное, являющееся в то время пресным озером. Течение в Босфоре двухслойное. Из Мраморного в Чёрное море подводная река несёт соленые воды, верхнее течение направлено из Чёрного моря в Мраморное. Длина пролива около 31 км, ширина варьирует от 0,7 км до 3,8 км.
Мосты через Босфор
Сейчас берега Европы и Азии соединяет между собой два моста и ещё один в процессе строительства. Босфорский мост, ещё его называют мостом Ататюрка, был введен в эксплуатацию в 1973 году. Общая длина 1560 метров, ширина 33 метра. Открытие второго моста через Босфор был приурочен к дате 535-летия покорения Константинополя турками. Он был назван именем султана Мехмеда Фатиха — Завоевателя.
Его длина 1510 метров, ширина 39 метров. Высота свода над водой у обоих сооружений 64 метра, что позволяет любым судам без препятствий проходить под ними. В 2013 году появилась ещё одна ветка, соединяющая берега пролива - туннель «Мармарай», проложенный под дном Босфора.Достопримечательности на берегах пролива
Лучше всего познакомиться с достопримечательностями Босфора, устроив экскурсию на туристическом судне, путь которого пролегает вдоль живописных берегов. Самое древнее сооружение в окрестностях Стамбула — крепость Анадолухисары, построенная в конце 14 века на азиатском берегу. Здесь наиболее узкое место пролива. И на противоположной стороне в 1452 году была возведена мощная крепость Румелихисары. Сейчас в ней разместился Музей артиллерии. Здесь же, на летней сцене периодически устраиваются концерты.
Продвигаясь вдоль европейского берега Босфора можно познакомиться с небольшими предместными городками, каждый из которых имеет уникальные памятники прошлого. В Арнавуткёе представлено деревянное зодчество и греческие таверны. Далее, несомненно привлечет внимание дворец Хыдыв-Сарай в Бебеке. После Сарыера начинается Белградский лес — любимое место горожан для прогулок и пикников. На азиатской стороне Босфора можно полюбоваться дворцовым комплексом 19 века Бейлербейи, дворцом Гёксу, в основу архитектуры которых несомненно были положены европейские традиции. На обоих берегах Босфора много рыбацких деревень, есть дачные постройки и районы особняков знати.
Морская трасса
Босфор очень важная морская артерия, по которой перевозится нефть, добываемая в районе Черного моря и Прикаспия. Неоценима его роль как уникальной водной трассы, обеспечивающей выход странам Европы, в том числе России, в Средиземное море и дальше к мировым океанам.
И еще немного о Босфоре
Когда Вы почувствуете, что хватит с вас рассказов о мечетях, исторических памятниках и личностях, творивших историю, остановитесь и вспомните, что Стамбул - это место большее, чем просто скопление мечетей, медресе и дворцов. Это громадный современный город, предлагающий массу возможностей для отдыха и развлечений. К их числу относится морская прогулка по Босфору. С борта комфортабельного теплохода Вы сможете увидеть панораму элегантных улиц, перед Вами проплывут дворцы и мечети, а полуторакилометровый мост над Босфором потрясет даже безнадежных скептиков. А еще будет ужин, дискотека, и конечно, танец живота.
Пролив Босфор, является одним из чудес Стамбула и может быть мира. Туристы, желающие совершить прогулку по Босфору, имеют право выбора. Первый вариант - прогулка по суше, по окраинам Босфора. Второй выбор - на кораблях или лодках. Это дивное путешествие можно осуществить на городских рейсовых кораблях, либо взять напрокат прогулочные лодки у галатского моста, со стороны Халича.
Босфор не очень широк и не очень длинён. Самое широкое место Босфора - 3,7 км. Самое узкое - 750 м. Кстати в этом самом узком месте был некогда наведен первый мост через Босфор. Он был плавучий. И построил его персидский царь Дарий, в своем походе на скифов. Это было 2,5 тысячи лет назад. Войска (700 000 человек) Дария, соорудили мост, за очень короткий срок. Так что вспышка восхищения при виде современного Босфорского моста пусть не будет чрезмерной. Длина Босфора (путь от Чёрного до Мраморного Моря) - 30 км. Глубина же колеблется от 27 до 120 метров.
В IV в. до н. э., тысячелетия назад, остроконечный мыс, омываемый водами пролива, получил имя "Босфорус". Название пролива связано с греческой мифологией. Слово "Босфор" означает по-древнегречески "Коровий брод", а в одном из мифов есть рассказ об Ио и Зевсе. Громовержец Зевс, превратил свою возлюбленную Ио, дочь Инаха, в корову, чтобы спасти ее от преследований своей жены Геры. Хитроумная Гера, послала муху на Ио, которая спасаясь, избрала этот известный морской путь. На протяжении столетий, перед отрядами воинов, переплывающими через Босфор, вставали непреодолимые трудности.
Османы знали, что завоевание города возможно лишь с установлением контроля над Босфором. Таким образом, до завоевания города, османы сооружают крепости Хисары, Анатолийскую и Румелийскую. После завоевания Стамбула, османские падишахи начали сооружать замки, виллы, летние резиденции и жить в них. Сначала, сооружения строились в близких к центру города прибрежных частях Босфора, затем, с появлением в XIX веке пароходов, летние резиденции начали строиться на более дальних прибрежьях пролива. В первое время, на прибрежьях Босфора, располагались рыбачьи посёлки. Спустя некоторое время, падишахи, в целях усмирения своих вельмож и дворцовой знати, начали дарить им деревянные дворцы и летние виллы. С установлением республики, строительство зданий нанесло большой урон окружающей среде, проливу, красотам Босфора. Все побережья Босфора, застроенные летними дворцами, виллами, на своих территориях имеют еще "бетонные здания", заполнившие исторические красоты. Но, невзирая на это, Стамбул, с непревзойдёнными красотами Босфора, очаровывает исключительно всех - и местных жителей и туристов.
В истории Босфора, одной из главных дат, считается 1973 год. В этом году мост через Босфор, впервые объединил две части света - Европу и Азию.
Многие, оказавшись на Босфоре, вспоминают стихи Сергея Есенина: "Никогда я не был на Босфоре..." Вот теперь то вы на Босфоре! И это запомнится вам на всю жизнь. Кстати, когда будете проплывать под Босфорским мостом, посмотрите на право - там вы увидите султанский летний дворец Бейлербей. Разумеется вы в нем позже побываете, но вряд ли ещё увидите со стороны пролива. А побывать в Бейлербее непременно надо: он интересен сам по себе, а ещё и тем, что в нём некогда жил наш земляк Айвазовский и оставил здесь несколько своих полотен. Бейлербей стоит почти у самой мостовой опоры.