Белка Затейница (Шелл) предлагает Вам запомнить сайт «Кактус путешественник»
Вы хотите запомнить сайт «Кактус путешественник»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Зевс Олимпийский. (часть 2)

развернуть

Наиболее выдающимися особенностями храма были скульптурные фронтоны с восточной и западной сторон. Треугольные фронтоны, каждый размером 26,5х3,5 м. содержали большое количество скульптур, созданных неизвестным скульптором.

Зевс Олимпийский. (часть 2)

1- Состязание Пелопса и Эномая

2-Битва лапифов с кентаврами.

Статуи на восточном фронтоне изображают один из самых популярных мифов, связанных с созданием Олимпийских игр — гонка на колесницах между Эномаем и Пелопом. Сцена на фронтоне показывала подготовку к гонкам. В центре фронтона стоял Зевс, судья гонки и всех действий людей. Справа и слева от него находились две соревнующиеся пары — с одной стороны Эномай и Стеропа, с другой — Пелоп и Гипподамия.

Зевс Олимпийский. (часть 2)

 За парами находились колесницы, в каждую из которых были запряжены по четыре лошади, удерживаемые слугами. Ближе к краям фронтона были изображены двое предсказателей и в самом углу — статуи, изображающие богов рек Кладея и Алфея.

Зевс Олимпийский. (часть 2)

 В отличие от западного фронтона, статуи, изображенные здесь, изображены со спокойным выражением лиц в статическом действии, характерном для классического реализма.

Несмотря на то, что существует много версий легенды, наиболее общая такая: Царю Писы Эномаю было предсказано, что он будет лишен жизни собственным зятем. Поэтому царь объявил, что отдаст свою дочь Гипподамию в жены только тому, кто одолеет его в ристаниях, в случае же поражения претендент лишался головы. Но поскольку у царя были кони, подаренные Аресом, способные мчаться быстрее Борея, Пелоп решил пойти на хитрость. Он подговорил возничего Эномая, Миртила, чтобы тот привел в негодность колесницу царя. В разгар гонок соскочило колесо, и Эномай насмерть расшибся. Пелоп женился на Гипподамии и стал царем Писы. Согласно легенде, гонки проходили в Олимпии и судьей на них был Зевс.

Зевс Олимпийский. (часть 2)

Сцена, изображенная на западном фронтоне, взята из мифа о свадьбе Пирифоя. Статуи изображают битву между кентаврами и гостями на свадьбе. В центре фронтона стоял Аполлон.

Зевс Олимпийский. (часть 2)

Существуют, однако, споры относительно роли Аполлона в этой сцене. Одни исследователи думают, что он представляет божественную силу, контролирующую исторические события, другие говорят, что его присутствие означало то, что в храме выполнялись функции оракула. С каждой стороны Аполлона Пирифой и Тесей борются с кентаврами, чтобы спасти свадебных гостей от кентавров.

Зевс Олимпийский. (часть 2)

Остальная часть фронтона заполнена переплетенными телами гостей и кентавров, дерущихся за победу.

Зевс Олимпийский. (часть 2)

Зевс Олимпийский. (часть 2)

Зевс Олимпийский. (часть 2)

Храм был сожжен по приказу Феодосия II в 426 г. н. э. Сильно поврежденный огнем, он полностью разрушился землетрясениями 551 и 552 г. н. э.

Зевс Олимпийский. (часть 2)

Раскопки храма начались французами в 1829 г. и были закончены немецкими исследователями.

Зевс Олимпийский. (часть 2)

 Части скульптурных декораций были восстановлены и сейчас находятся в археологическом музее Олимпии. Метопы, извлеченные французской экспедицией, находятся в Лувре. В настоящее время происходит консервация монумента.

Зевс Олимпийский. (часть 2)

Подвиги Геракла .Критский бык.

Зевс Олимпийский. (часть 2)

Атланты.

Статуи Зевса изначально не было в храме после его постройки. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос». К сожалению, ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах левее храма. Эта мастерская точно соответствовала размеру храма. Там он, с двумя своими помощниками, которые были ему нужны только как сборщики мусора, за огромным пурпурным занавесом, создал статую бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике.

Зевс Олимпийский. (часть 2)                                         Мастерская Фидия. 

На вопрос художника Панэна, каким он (Фидий) задумал представить верховного бога, мастер ответил:

"...Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах "Илиады":
Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный".

Современник писал:
"Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?".

Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг. чистого золота. По современным расценкам стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8000000 долларов.

Из золота была сделаны: накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы — Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены: кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взросло человека.

Зевс Олимпийский. (часть 2)

                                    Статуя Зевса из Эрмитажа.

«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица-орел. Обувь бога и верхняя одежда — также из золота, а на одежде — изображения разных животных и полевых лилий»

(Павсаний. «Описание Эллады».)

Когда Фидий закончил свою работу, он спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул. Это, надо полагать, означало: Громовержец доволен.

В 435 г. до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию. Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6—7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении. Обвиняли его в краже золота ,предназначенного на скульптуру.

Мы почти ничего не знаем об этом замечательном человеке. Даже даты его жизни весьма приблизительны: родился в начале V в. до н.э., умер около 432—431 г. до н. э. Большинство его многочисленных творений погибло, во всяком случае те, что восхищали его современников. Лучшими из них были колоссальная бронзовая фигура Афины Промахос, воздвигнутая на Акрополе около 460 г. до н. э., и не менее огромные фигуры из слоновой кости и золота Афины Парфенос для Парфенона и Зевса для храма в Олимпии. А среди сохранившихся нет ни одной, о которой твердо можно сказать, что ее целиком выполнил сам мастер.

 

«Никто не сомневается, что Фидий наиболее знаменитый художник всех народов», — писал древнеримский Историк почти через 500 лет после смерти великого скульптора Древней Греции.

Скульптор Димофонт из Мессены реставрировал статую во II веке до н. э.

В конце IV века н. э. император Феодосий I, утверждавший христианство, запретил Олимпийские игры как часть языческого культа. От храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Но даже религиозные фанатики не смогли уничтожить творение Фидия — статую Зевса. Около 40 г. н. э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Статуя пострадала после землетрясения во II веке н. э.

В начале V века н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь. Статуя сгорела при пожаре храма 425 г. н. э. или в пожаре в Константинополе в 476 г. н. э.


Ключевые слова: Обувь
Опубликовал kirill Крупенио , 25.11.2009 в 14:00
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии